понедельник, 2 ноября 2015 г.

Мастер и Маргарита

Послужной список моих походов в театр совсем мал. Но в моей зрительской коллекции уже есть свои алмазы, которыми я мысленно любуюсь снова и снова:
«Маскарад» в исполнении Малого Театра. 
«Травиата», в исполнении Большого.
«Скрипач на крыше», привезённый в Сургут Казанским драматическим театром.
С каждой из этих постановок я выходила под грандиозным впечатлением. Все три заставляли меня плакать над определенными чувственными или печальными моментами, которые и рассчитаны на то, чтобы тронуть зрителя. Но еще ни разу - говорю это от чистого сердца - ни один спектаклю не доводил меня до того состояния дрожащего потрясения, когда хочется рыдать от счастья, что ты имеешь право видеть - и видишь - происходящее собственными глазами.

1 ноября 2015 года
Мюзик-Холл
«Мастер и Маргарита»

Всегда сетую на то, что большинство театров ставят спектакли в вечернее время, так как мне далеко добираться до дома. Под покровом ночи, на автобусе. Накануне похода на мюзикл «Мастер и Маргарита» я готова была отказаться от этой идеи и передать свой билет кому-нибудь другому. Подруга сказала, что я "Совсем уже" и настояла на том, чтобы мы всё-таки пошли вместе.

Мюзик-Холл умеет создавать атмосферу. В спектакль начинаешь погружаться еще до того, как заходишь в зрительный зал. Девушки в холле держат таблички с надписью: "Пожалуйста, не аплодируйте". Об этом заявляют и в самом начале:
"Уважаемые зрители, просим вас не аплодировать во время выступления. Не размыкайте магический круг". 
Итог: во время мюзикла в зале стоит полная тишина.
Также в самом начале объявляют о том, что в связи с трауром было принято решение убрать все юмористические сцены. К моему глубочайшему сожалению Бегемот практически не будет фигурировать в постановке. Но это, пожалуй, единственный недостаток увиденного.


Декорации. О, декорации... Я не могла себе вообразить, как создатели смогут совместить Ершалаим и Москву XX века. Решением стал опускающийся на всю длину сцены экран, с которым режиссер играл как мог. Это вам и Преисподняя, и балкон Понтия Пилата, и мост, на котором стоит Маргарита, и зала на Балу у Сатаны, и квартирка Мастера. Передвижные конструкции, роскошные спецэффекты, искусно выстроенные декорации - всё это творило какие-то метаморфозы с сознанием. И даже у меня, сидящей на балконе, создавалось впечатление, что я внутри сцены, руку протяни - и дотронешься до актёров. Я то и дело шептала подруге: "Ты только посмотри... Нет, ты только взгляни на это!".


Я не люблю мюзиклы. При этом слове в голове возникают все те диснеевские глупые фильмы, где смазливые актёры поют смазливые песни. Но театральный мюзикл - это что-то волшебное. В «Мастере и Маргарите» переход от слов к песне, от песни к словам происходит  незаметно, плавно, я бы даже сказала - нежно. И каждая из арий проработана настолько качественно, что ты их запоминаешь. Весь день вот хожу, напеваю.


Мюзикл был очень хорошо раскручен. Перед походом на него я смотрела трейлер. Для меня подобное в диковинку. И... я больше не могу ходить вокруг, да около. Воланд. Вот, на кого я шла смотреть в первую очередь.
Пробрала до мурашек фраза одного из бесов, его окружавших 
"Люди проливают реки крови и не признают, что в этом виноваты лишь они одни. Пора на Землю, Мессир...".
И он поднимается на Землю. Статный, с длинным хвостом седых волос, в черном сюртуке, с многочисленными перстнями на пальцах... Трижды читала «Мастера и Маргариту», Воланд всегда завораживал. Но вчера он охватил собою всё пространство театра, целиком и полностью завладел моим вниманием.
Помню, как краем глаза заметила какого-то человека на той стороне балкона. А потом вспыхнул красный свет, и под этими кровавыми софитами возник он... Сатана в обличье человека. 


Его голос, то пугающе холодный и гневный, то невероятно трогательный, как признание влюблённого. Это какая-то магия, ребят. Да, я верила в то, что на сцене не актёр. Я видела владыку подземного мира, и у меня не возникало никаких сомнений, что он действительно управляет людьми, как марионетками.
"Никогда и ничего не проситеНикогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!". 
А я сижу и еле-слышно повторяю за ним эти слова. "Рукописи не горят"...
Создатели мюзикла позволили себе включить в кружево постановки намёк на чувственную линию между Воландом и Маргаритой. Я так ждала, когда они впервые коснутся друг друга. Но поначалу всё же говорила себе: "Тебе кажется!", но последняя ария, исполненная Воландом, ознаменовалась для меня словами: 
"Ты могла навеки стать моей..."
Сказать, что моё сердце сделало кульбит и ушло в пятки - значит выразиться тривиально, но верно. 


Каждая сцена - это произведение искусства. Но были три, которые заставили сердце сжаться: смерть Иешуа, перевоплощение Маргариты в ведьму и бал у Сатаны.





О смерти Иешуа ничего не скажу. Лишь то, что это было сильно. До слёз сильно, даже больно.
Бал Сатаны также не описать двумя и даже миллионом слов.
Но обращение Марго... О, есть у меня заготовленная фраза: До чего красивы женщины. До чего изящны, соблазнительны, хрупки. В момент, когда Маргарита, одетая в прозрачный пеньюар, летала по сцене на руках у бесов, я впервые в жизни поняла всех тех мужчин, которые теряли голов от женской красоты. Ох...
А еще актёры то и дело выходили за пределы сцены, разгуливали между рядов, иногда даже дотрагивались до зрителей. Порой только по направлению световой пушки мы понимали, где появляется тот или иной персонаж. 


Я написала так много, а кажется, что ничего так и не сказала. Вчера перед сном думала об одном: и что мне теперь со всем этим делать? Куда это девать? Впечатлений так много, возможностей говорить о них так мало. Не пожалела ни копейки, потраченной на билеты. Мне хочется ещё. И ещё и ещё. Роскошно, бесподобно.


"Королева в восхищении!"
- Анастасия Семихатских
(Все иллюстрации взяты с просторов Сети Интернет)

1 комментарий:

  1. Как же жаль, что я не из Питера! Всё так красиво, и вы пишете еще интересно!Теперь тоже очень хочу увидеть этот мюзикл :(

    ОтветитьУдалить