среда, 28 октября 2015 г.

Великий Новогород

Окно в Великий Новгород

Пару дней назад исполнилось два месяца, как я переехала в Санкт-Петербург. И я не придумала ничего лучше, как отпраздновать эту маленькую годовщину поездкой в Великий Новгород.
Ездили не одна, а со свой студенческой группой политических журналистов. Целью было - наведаться в Филологический институт НовГУ на встречу с редактором Новой Новгородской газеты Сергеем Брутманом. Было любопытно пообщаться с либеральным редактором, а потом еще и отхватить его книгу очерков с автографом.
Ну а потом зарядил дождь, который не прекратился до самого нашего отъезда. И под этим самым дождём мы гуляли по Новгородскому Кремлю.
Но обо всём по порядку: 

Филологический факультет расположен на территории Антониевского монастыря,  на правом берегу реки Волхов. Не знаю, то ли дело в пасмурной погоде, то ли в моей внутренней готовности восхищаться всему и вся, Антоний вызвал во мне чувство... трепета и беспокойства. Его черные купола, грязно-белые стены, старенькие окна в древних рамах, останки старого, разбитого людьми и временем кладбища, - всё это не навевает мирского покоя и радости. И, если честно, мне не хотелось бы оставаться там надолго, и тем более одной. Да и стаи воронья нагоняли тоски.




Нам рассказывали, что в 1106 году новгородцы, шедшие по берегу Волхова, увидели около воды незнакомого человека. Они подошли к нему узнать, кто он такой и откуда держит путь. Но человек не понимал по-русски. Пригласили переводчика то ли с латыни, то ли с древнегреческого и выяснили, что незнакомца зовут Антоний. 
Согласно житию, Антоний происходил из Рима и попал в Новгород чудесным способом: во время уединенной молитвы скала, на которой он стоял, оторвалась от берега и приплыла к берегам Волхова в окрестностях Новгорода. Это произошло в 1106 году на праздник Рождества Богоматери (8 сентября). Здесь Антоний и основал свой монастырь.


И, знаете, возле такого вот разрушенного моста, стоя спиной к черным куполам, начинаешь верить во все, что тебе расскажут. В любую легенду и красивую сказку. В Великом Новгороде история подходит к тебе вплотную и буквально заглядывает в душу.


Что же касается Кремля, то тут у меня возникли двоякие чувства. Ещё на подходе к нему мне вдруг вспомнилась моя поездка в Великобританию и один из тех замков, которые мы посещали с ребятами (Женя, помнишь?). Принцип укрепления очень схож. Ров, башни, бойницы, мосты. Но внутри... Тут сказывается то, что я всё же русская. И русский Кремль не то что меня пленяет больше, но ощущается сильнее, чем английские крепости. Будто бы находишься под защитой этих стен, внутри столетий.





Просматриваю фотографии и понимаю, что они все очень-очень серые. Таким я и запомню Великий Новгород: ветреным, пасмурным, величественным. И от этого очень русским.
Домой возвращалась поздним вечером в промокших кроссовках. Долго ждала автобус недалеко от трассы, по которой мчались большегрузы. Это был странный день. В копилку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий